Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Дата: 1 сентября 2021 в 21:04

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Пастырчук Ирина Георгиевна,

заместитель директора по учебной работе

государственного учреждения образования

«Хоневичская средняя школа»

Свислочского района Гродненской области

         Обучение на факультативных занятиях осуществляется не ради отметки. У участников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная следующими причинами:

  1. личный выбор;
  2. индивидуальная потребность;
  3. интерес;
  4. значимость материала;
  5. личность учителя.

Для учащихся на факультативных занятиях должен быть интересен процесс творчества,  процесс поиска, процесс познания.

        Однако, отсутствие отметки не предполагает отсутствия оценочной деятельности. Должна быть оценка, которая осуществляется как выражение отношения к явлениям, деятельности, поведению, к образовательным продуктам  учащихся. Так же  должна преобладать не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их деятельности, а также самого процесса получения знаний.

        Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность – содержательный контроль и оценка строяться на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе;
  • приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
  • непрерывность – с учётом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему;
  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на процесс или регресс в успеваемости и развитии учащегося;
  • сочетание качественной и количественной состовляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, а количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнить сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад;
  • естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение [1, с.388].    

        Оценочная деятельность связана с рефлексивной деятельностью и может осуществляться на следующих этапах: временная остановка деятельности, мысленное или письменное восстановление последовательности выполненных действий; анализ последовательности действий с точки зрения ее эффективности, обнаружение и оценка использованных средств, действий, методов и приемов. Необходимо обязательное  формулирование идей, гипотез, путей в отношении продолжения деятельности по достижению цели  и установление, в какой степени деятельность соответствовала сформулированным целям и задачам. Здесь возможна коррекция первоначально сформулированной цели. Необходима итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период образовательного процесса.

           Н.И.Запрудский и А.И.Добриневская предлагают ряд дидактических средств, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.

      «Оценочный лист». Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные элементы темы (табл. 1).

Таблица 1. Лист самооценки знаний

Учебные элементы

Не знаю

Знаю

Понимаю

Могу объяснить другим людям

Мои выводы: ______________________________________________

      «Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решения задач и т.п)». Предлагается оценить свои умения, что учащийся делает в процессе заполнения таблицы (табл. 2).

Таблица 2. Лист самооценки умений

Учебные умения

Владею

Не владею

Мои выводы: _______________________________________________

     «Мои  образовательные достижения». Ученику предлагается вести дневник, в котором, в частности, он может записывать, чего достиг при изучении факультативного предмета (табл. 3).

Таблица 3. Мои образовательные достижения

Образовательные достижения

Дата

Краткие характеристики достижений

Мои планы: ________________________________________________

          «Презентация учащимися образовательных продуктов»: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п.             

«Работаем над критериями». Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т.п.

          «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п.

         «Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся». Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше [2, с.130]. И многие другие.

         Усиление оценочной деятельности учащихся девальвирует значимость учительской отметки. Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам:

·             отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна;

·             ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными;

·             самооценка ученика предшествует оценке учителя.

        В заключение отмечу, что перечисленный перечень средств организации оценочной деятельности учащихся и учителя может быть расширен и дополнен теми дидактическими инструментами, которые многие педагоги успешно применяют в своей практике как на уроках, так и на факультативных занятиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Десятибальная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы/ Под редакцией О.Е.Лисейчикова. – Мн.: НИО, 2002. – 400 с.
  2. Запрудский, Н.И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе/ Н.И.Запрудский, А.И.Добриневская – Мн.: Зорныверасень, 2008. – 164 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.