Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Знают ли родители, какие веб-сайты посещают учащиеся ?
Всего 26 человек

Матералы заседания педагогического совета №2 от 08.11.2018

Дата: 27 января 2019 в 15:05, Обновлено 24 сентября 2019 в 12:41

Матералы заседания педагогического совета №2 от 08.11.2018

Председатель – М.А.Печерская

Секретарь – М.В.Новикова

Повестка дня:  Пути совершенствования работы педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей среды.

     

 Материалы выступлений

О СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И.А.Доля, заместитель директора по учебной работе

Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Здоровье – основа полноценного физического развития ребенка. Оно взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитый интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей. Однако вызывает тревогу стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья учащихся: уменьшается удельный вес здоровых школьников, увеличивается количество учащихся с хроническими формами заболеваний, снижается индекс здоровья. Особую тревогу вызывает характер заболеваний: аллергических, сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических, болезней органов дыхания, зрения, слуха (мониторинг состояния здоровья учащихся прилагается). Так, 1 группу здоровья в 2018 году имеют 47 детей (в 2017 году –  70), 2 группу здоровья – 182 учащихся (в 2017 году –  224), 3 группу здоровья – 187 детей (в 2017 – 67), 4 группу здоровья –  3 детей (в 2017 –  1 ребёнок).

Также вызывает тревогу состояние здоровья педагогов школы. За 2018 год отсутствие педагогов на рабочем месте в связи с нахождением на листке нетрудоспособности выросло на 15 трудодней.

Как при подобном образе жизни сформировать здорового человека?

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

        Предлагаем сегодня построить работу педагогического совета сразу по нескольким направлениям. Для этого вам необходимо разбиться на 4 группы, чтобы выявить основные факторы, негативно влияющие на здоровье педагогических работников и учащихся, а также определить факторы, положительно влияющие на их здоровье. Решения нашего педсовета будут основываться на выводах, сделанных по итогам работы каждой из 4 групп (участники каждой группы заполняют «Дерево решений»).

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ

Т.Г. Осадчая, заместитель директора по воспитательной работе

По мнению экспертов, основой здорового образа жизни является сбалансированное, разнообразное и умеренное питание.

В государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Добруша» созданы все необходимые условия для организации питания обучающихся. Организация питания осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание.

Питание в учреждении образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разрабатываемых с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии, утвержденных норм питания, дифференцированных по возрасту обучающихся, с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.

         На основании сформированных примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных особенностей составляются дневные рационы питания (меню), единые для обучающихся, питание которых обеспечивается за счет бюджетных средств, а также организуются полдники за счет средств родителей (законных представителей).

         В нашей школе внедрены информационные технологии для разработки рационов питания и мониторинга выполнения установленных норм питания, проводится целенаправленная работа по формированию у обучающихся привычек правильного питания: тематические классные часы «Питание – основа здоровья», различные воспитательные мероприятия по указанной тематике (уроки здоровья, конкурсы, викторины, выставки рисунков, плакатов). Информация по данной теме размещена на сайте учреждения образования.

         Проводится С-витаминизация рационов питания путем ежедневной однократной витаминизации первых или третьих блюд или молока. Витаминизируются в первую половину дня третьи блюда.

         Организована в 2018/2019 учебном году работа совета по питанию, бракеражной комиссии.

         Утвержден план работы совета по питанию, а также график дежурства администрации по столовой. Утвержден план проведения рейдов-проверок по организации питания советом по питанию. Проводится ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся, рейдовые проверки санитарного состояния пищеблока, работы бракеражной комиссии для постоянного контроля и принятия мер.

         Отчёты по организации питания в школе заслушиваются на совещании при директоре, а также на общешкольном родительском собрании и классных родительских собраниях.

         В 1-11 классах проводятся классные часы о культуре питания.

         На осенних каникулах 29 октября 2018 года среди учащихся 3–4 классов был проведён конкурс рисунков «Здоровое питание».

Оформлен стенд для семинара по питанию.

         Организовано питание по графику:

1 раз питаются дети 6-10 лет (35 человек), которые не обедают;

2 раза – дети 6-10 лет (110 человек), посещающие ГПД;

1 раз – дети 11-13 лет (155 человек);

1 раз – дети 14-17 (90).

74 учащихся подали заявки на платные полдники.

         В субботу организовано питание для учащихся 10-х классов школ района на основании приказа отдела образования, спорта и туризма.

         В каникулярный период организовано трёхразовое питание для оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

         Рекомендации:

выпустить бюллетени для родителей «Питание, его роль», «Культура питания», «Питание для хорошего настроения»;

провести анкетирование учащихся и их родителей по вопросам организации питания с последующим анализом анкет и обсуждением проблемных вопросов на Совете по питанию;

подготовить информацию по организации правильного рациона на выходной день для родителей на классных собраниях;

организовать работу факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» (I-II классы), «Здоровый образ жизни» (I-IV классы), «Культура здорового образа жизни» (ІХ класс);

провести заседание совета по питанию на тему: «Организация питания в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей».

О ПРИМЕНЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н.В.Одиноченко, учитель начальных классов

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», - писал Жан-Жак Руссо. Для этого каждый из нас должен обеспечить:

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подачу материала доступным способом;

смену видов деятельности;

контроль за чередованием поз учащихся;

присутствие наглядности;

проведение физкультминуток, динамических пауз;

соблюдение санитарно-гигиенических условий;

проведение игр, игровых моментов;

эмоциональные разрядки на уроке;

присутствие соревновательного момента.

Свою работу я строю на следующих принципы здоровьесбережения:

успех порождает успех (в любом действии сначала выделяю положительное, а только потом отмечаю недостатки);

активность (активное включение в любой процесс снижает риск переутомления);

соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся);

непрерывность и преемственность (работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке);

«Не навреди!» (все применяемые методы и приёмы должны быть проверенными на практике и не наносить вреда здоровью ученика и учителя).

Таким образом, психологический климат на уроке должен быть благоприятным.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию учащихся, позитивная реакция учителя на желание учащегося выразить свою точку зрения должны присутствовать на каждом уроке. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую отметку или замечание, а с желанием продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

По окончании урока учащиеся покидают класс с хорошим настроением, так как во время уроков отрицательные факторы практически отсутствуют.

Н.Н.Самонова, учитель начальных классов

Я хотела бы начать своё выступление со статистических данных о здоровье учащихся 1 «А» класса. При поступлении в наше учреждение 1 группу здоровья имеют 2 учащихся, почти 92% учащихся - 2 группу, есть ребёнок-инвалид, а также учащийся с ОПФР. Поэтому использование элементов здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в моей работе.

Считаю, что с того момента, когда ребёнок переступил порог школы, самое важное для него –  душевный комфорт и уверенность в защищенности. Каждый день на первом уроке мы улыбаемся друг другу, дети пожимают руку соседа по парте, обнимаются. Я обязательно желаю всем успеха.

На 10-й и 20-й минутах провожу физкультминутки. В течение 1 четверти физкультминутки проводила я, а дети запоминали их. Сейчас дети проводят их по очереди. Треть всех физкультминуток проводит учащийся с ОПФР. Он показывает движения, дети повторяют их. В этот момент он ощущает собственную значимость, обретает уверенность в себе. Такие физкультминутки всегда вызывают положительные эмоции у учащихся, способствуют более лёгкой адаптации к образовательному процессу в школе.

Перед осенними каникулами всем учащимся были розданы тексты разных физкультминуток. Дети выучили их и сейчас самостоятельно проводят физкультминутки на уроках.

Также на каждом уроке я провожу дидактические, ролевые или деловые игры. Игры не только помогают решать учебные задачи, но и развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся в образовательном процессе.

На каждом уроке слежу за позами учащихся за партами. Для снижения статического напряжения использую конторку.

Я глубоко убеждена, что учащиеся на уроке должны испытывать только положительные эмоции. Для этого на каждом уроке создаю ситуацию успеха, отмечаю достижения учащихся.

О.А.Гуцева, учитель информатики

Считаю, что хороший педагог может сделать для сохранения здоровья учащихся больше, чем врач.

Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, поэтому одной из составляющих компетентности учителя является забота о здоровьесбережении учащихся. Учитывая это, уроки планирую следующим образом:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, определениями, понятиями, правилами).

5. Физкультминутка или игровая пауза, зарядка для глаз.

6. Работа в тетради или на интерактивной доске (запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере, коллективное составление программ, небольшая самостоятельная работа).

7. Практическая работа или контрольная работа (включение компьютера, вход в программу, индивидуальное выполнение задания).

8. Подведение итогов.

9. Завершение работы на компьютере.

10.Оценивание.

11.Рефлексия.   

Хочу заметить, что такой структуры урока не всегда получается придерживаться, она изменяется в зависимости от типа, вида и темы урока (урок-закрепление, урок-изучения нового материала, урок контроля, урок обобщения знаний, урок-игра, урок-лекция). Этапов урока может быть меньше. Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 20-25 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным, свести до минимума отрицательное влияние компьютера на зрение.

Индивидуальная дозировка объёма учебной нагрузки и её рациональное распределение, разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания (с выбором ответа, с открытым ответом), задания на перегруппировку, на распознание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдается объём всех видов работ, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию. На уроках применяю разные элементы здоровьесберегающих технологий. Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельную или практическую работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Являясь необходимым элементом на каждом уроке, они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременному отдыху ребят.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы.

Таким образом, элементы здоровьесберегающих технологий, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

В заключение хотелось бы напомнить: здоровье трудно улучшить, его проще сберечь. Берегите себя и своих учеников!

С.В.Соколова, учитель русского языка и литературы

Одним из основных принципов использования элементов здоровьесберегающих технологий в школе является активность обучающихся.

Активное включение в учебный процесс снижает риск переутомления.

         Принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

К таким технологиям можно отнести игровые. Именно их мы используем на уроках русского языка. Игровые технологии чаще используются в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. На уроках лучше использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины, а также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме).

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр по тематическому принципу

(игры распределяются по разделам):

1. Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»).

2. Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.).

3. Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др.).

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

5. Синтаксические игры.

6. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.).

А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо создать группы участников (по 5-6 человек).

Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением (карточки с играми прилагаются).

Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Поэтому в преподавание любого предмета нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности. А значит, сохраняет своё здоровье.

Н.В.Давыдулина, учитель-дефектолог

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:

способствует повышению речевой активности;

развивает речевые умения и навык;

снимает напряжение и восстанавливает работоспособность;

активизирует познавательный интерес;

улучшает концентрацию внимания;

снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Для меня, как учителя-дефектолога, важно соблюдать здоровьесберегающие условия при организации коррекционных занятий:

психологический комфорт;

учёт зоны ближайшего развития;

смену видов деятельности;

удовлетворение потребности в движении;

санитарно-гигиенические условия.

На коррекционных занятиях я обязательно провожу артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения, физкультминутки, гимнастику для глаз, мнемотехнику, сказкотерапию.

Я убеждена, что использование здоровьесберегающих технологий необходимо для получения положительного результата. Игры с элементами оздоровительной направленности стабилизируют эмоциональное состояние детей, способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, развитию дыхания, улучшению общего состояния. Сочетание используемых на коррекционных занятиях упражнений с произнесением специального речевого материала даёт возможность расширять словарный запас, уточнять звукопроизношение, сочетать речь с движением, развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать чёткие координационные движения во взаимосвязи с речь

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному развитию речевых и неречевых процессов, помогает решить оздоровительные задачи.

О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И.М.Нидодирова, воспитатель

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

         Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.

         Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

         В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.

         Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение.

         Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока.

         При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворного текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

  1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала).
  2. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
  3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении.
  4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
  5. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы

мышц.

  1. Продолжительность выполнения - 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки).
  2. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Учитель должен:

  1. Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
  2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
  3. Знать основы терминологии физических упражнений.

Л.М.Письменникова, воспитатель

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 лет.

         Что же может сделать учитель начальных классов, в том числе и воспитатель, чтобы хоть как-то снизить утомляемость, нарушение осанки и зрения, поддержать здоровье малышей.

         Это ежедневное проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз.

         Задачи физкультминуток:

снять психическое напряжение;

добиться эффекта от использования физических упражнений;

возбудить интерес к физическим упражнениям;

сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и здоровье.

         Условия проведения:

2-3 минуты на уроке в момент утомления;

комплекс включает 3 – 4 упражнения;

каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз;

сидя или стоя;

стихотворные или музыкальное сопровождение;

упражнения для глаз.

         Недостаток физических упражнений в начальных классах можно и нужно компенсировать постоянным проведением физкультминуток.

И.А.Доля, заместитель директора по учебной работе

Для того чтобы сохранить и развить здоровье школьников, необходим новый валеологический подход к содержанию и организации учебного процесса на уроке. Существуют факторы, снижающие здоровье учащихся на уроке. Это недостаточная освещённость рабочих мест, стрессовая среда на уроке, чрезмерная интенсивность умственного труда, чрезмерная длительность отдельных видов деятельности на уроке, авторитарный стиль работы учителя, игнорирование учителем индивидуальных особенностей школьников. Основной путь решения проблемы – валеологически обоснованное преобразование урока.

         Валеологическая оценка урока проводится по следующим показателям. При этом используются данные хронометражных наблюдений.

1. Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу).

2. Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров).

3. Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах).

4. Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности).

5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа).

6. Место, длительность и условия применения ТСО.

7. Частота чередования видов преподавания.

 8. Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.).

9. Соблюдение правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.

10. Наличие, место, содержание и длительность физкультминуток.

11. Момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

         Отрицательные эмоции у школьников на уроке и в процессе самостоятельной работы по приготовлению домашних заданий в группе продленного дня можно разделить на три группы факторов:

1. неблагоприятная обстановка в учебном помещении;

 2. неправильные формы общения учителя с учениками;

 3. неудачи в учебе.

          Неблагоприятная обстановка в учебном помещении складывается из нерационального цветового оформления интерьера, световой обстановки и действия монотонных, неприятных звуковых раздражителей Неправильные формы общения учителя с учениками связаны с резко отрицательной оценкой учителем характера работы, резкое, суровое обращение учителя с детьми. Резко отрицательная оценка учителем характера или результата работы ребенка приводит к значительным изменениям частоты пульса и повышению артериального давления. При этом снижается также интерес к учебе, угнетаются функции ЦНС. Ошибочный ответ на вопрос учителя, затруднения в выполнении задания нередко вызывают неблагоприятную реакцию со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, способствуют более быстрому снижению работоспособности детей и наступлению утомления. Учителя должны давать оценку ответа в ободряющей форме и при этом формировать перспективу скорого успеха, дать возможность подумать, оказать своевременную помощь в поисках выполнения задания. В ситуации ожидания целесообразно создавать условия, оказывающие отвлекающее действие (игра, физические упражнения, музыка, выполнения любимых занятий).

         Соблюдение валеологических требований к уроку поможет сохранить умственную и физическую работоспособность учащихся, будет способствовать реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.