Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Знают ли родители, какие веб-сайты посещают учащиеся ?
Всего 27 человек

Материалы заседания педагогического совета № 4 от 10.04.2019

Дата: 23 апреля 2019 в 19:05, Обновлено 24 сентября 2019 в 12:43

Материалы заседания педагогического совета № 4 от 10.04.2019

Председатель – М.А.Печерская

Секретарь – М.В.Новикова

Об учебно-познавательных и экспериментально-исследовательских компетенциях учащихся

И.А. Доля, заместитель директора по учебной работе

Любому обществу нужны одарённые люди. Одарённые люди определяют судьбу страны и человечества. Не случайно в нашей стране идёт постоянное совершенствование системы среднего образования. Именно молодому подрастающему поколению предстоит вывести Беларусь в число стран с высокоразвитой наукой, высокотехнологичным и наукоёмким производством. Именно поэтому необходимо с первых шагов изучения естественно-научных дисциплин развивать у школьников навыки самостоятельной исследовательской работы, создавать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала молодёжи.

Как привлечь школьников к постижению тайн мироздания? Как научить их видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»? Как помочь их творческому росту? Как обучить школьника проведению самостоятельной исследовательской работы? Как раскрыть творческие качества ученика? Эти и многие другие проблемы подчёркивают необходимость разработки таких средств организации образовательной деятельности школьников, которые бы позволили каждому ученику с любым уровнем теоретической подготовки полноценно реализовать себя. И, несомненно, главную роль в этом играет исследовательская деятельность учеников, которая позволяет им не только прочнее и осмысленнее усвоить материал учебной программы, но и овладеть методами научного познания.

Необходимость организации исследовательской работы среди учащихся в настоящее время не вызывает сомнений. Однако для её проведения требуются не только желание, но и знания, навыки, опыт. Организовать творческий процесс на своих занятиях можно лишь в том случае, когда сам творчески подойдёшь к его подготовке и сможешь научить школьников поверить в свои силы.

Основной проблемой реализации исследовательского метода обучения на практике является отсутствие разработанной методической базы его использования. Это делает актуальным необходимость адаптации форм реализации метода к конкретному предметному содержанию, поиска тематики ученического исследования, рассмотрения методики организации ученического исследования на различных уровнях изучения предмета.

Организация активной познавательной исследовательской деятельности учщихся с учётом их интересов – основа работы каждого педагогического коллектива.

Учителя могут решать через организацию исследовательской деятельности учащихся широкий круг задач:

-образовательных, одна из которых – создание условий, способствующих освоению учпщимися срособов познания мира;

-воспиитаительных: создание условий для коллективной творческой деятельности личности, формирование культуры выполнения самостоятельной работы;

-развивающих: возможность развития способностей и интересов учащихся, помощь в самореализации и в профессиональном самоопределении.

В любой форме иссследования обязательным структурным компонентом должна быть мотивация, целью которой является создание условий для возникновения у учащегося вопроса или проблемы. Стихийное исследовательское поведение ребёнка необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, в процессе познания окружающей среды.

 Одна из главных задач современной школы -  это формирование  учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательные компетенции должны стать устойчивой чертой личности школьника, оказывать влияние на его развитие, приобрести для него социальную и личностную значимость для использования не только будущей, но и реальной жизни.

Задачи учителя:

 -научить самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать её;

 -выявить и развить способности к познанию.

Развитие учебно-познавательной компетенции происходит через: 

1) включение учащихся в коллективную деятельность, то есть организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу;

2) необычную форму преподнесения материала;

 3) создание проблемной ситуации, анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

4) сотрудничество на уроке, совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценку промежуточных достижений.

Методы формирования учебно-познавательных компетенций:

 - создание проблемной ситуации;

 - частично-поисковые;

- исследовательская деятельность;

- метод проектов;

- применение информационно-коммуникативных технологий;

 - наглядность: работа с иллюстрациями, опорными схемами, таблицами, программированными заданиями.

1. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. Таким образом, они должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.

2. Важную роль в формировании учебно-познавательной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся. Придумать сказку, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка, составить карточку для друга по пройденной теме, а затем проверить и оценить домашнюю работу друга по данной карточке.

3. Следующим из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является организация исследовательской деятельности школьников на уроках. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо поставить его в такие условия, в каких бывает ученый в момент открытия.

4. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным.

5. Огромную роль в формировании учебно-познавательной компетенции играют средства современной коммуникации (компьютер, интернет, электронная почта, ICQ и т.д.), так как они отвечают основным требованиям современного образовательного процесса: новизны, индивидуальности, актуальности, активности, наглядности и систематичности. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, - все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.

6. В формировании учебно-познавательной компетенции очень важными являются самооценка и умение ребёнком отрефлексировать свои собственные знания и незнания. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежит способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной, анализировать собственные действия. Поэтому для формирования у учащихся самооценки важно научить соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание учащимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарища. Также дети оценивают свои работы, затем сравнивают с алгоритмом и проводят повторное оценивание на основе выработанных требований.

Интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка возможно только тогда, когда усвоенная информация и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения новых знаний. В процессе овладения учебно-познавательной компетенцией учащиеся решают сложные вопросы, требующие актуализации знаний, анализа, умения работать с различными источниками информации. Дети пользуются не только учебной, но и дополнительной литературой, учатся помогать друг другу, вежливо общаться, становятся более самостоятельными.  Поэтому сегодня как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Об исследовательской деятельности на учебных занятиях

 I ступени общего среднего образования

Л.М.Веремеева, заместитель директора по учебной работе

         Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».

         Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности, овладение ею универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего обучения.

         Поэтому исследовательская деятельность на учебных занятиях I ступени общего среднего образования имеет огромное значение.

         Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

 Исследовательская деятельность у младших школьников – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активность, новизной, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов,  исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

         Цель исследовательской деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей  и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся.

Например, на уроке математики учитель предлагает установить признаки чётности или нечётности числа. Учащиеся в результате диалога (учитель-учащиеся) по наводящим вопросам или используя перечень различных признаков устанавливают правильное утверждение на предмет исследования. На основе этого примера уточним, все ли задачи исследовательской деятельности были  применимы.

Задачи исследовательской деятельности:

1.Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2..Познакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3. Обучить основам оформления работ.

4.Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

         Проанализировав задачи, мы понимаем, что они реализованы только частично, значит, следует вывод, что на уроке учитель создаёт условия для формирования и развития исследовательских умений учащихся, но следует знать конкретные условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1.целенаправленность и систематичность;

 2.мотивированность;

3.творческая среда;

4.психологический комфорт;

5.личность педагога;

6.учёт возрастных особенностей.

         Группа педагогов, которые проводили диагностические исследования в этом направлении, пришли к выводу, что младшие школьники в большинстве своём не готовы самостоятельно реализовываться в исследовательской деятельности. Но под руководством учителя  могли бы пройти все этапы исследовательской деятельности:

1.Выбор темы.

2.Постановка цели и задач.

3.Гипотеза исследования.

4.Организация исследования.

5.Подготовка к защите и защита работы.

         Таким образом, в ходе исследовательской деятельности у учащихся лучше формируются умения и навыки логического и творческого мышления, а именно: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

         Одним из методов, который чаще используется в 1-4 классах в области исследований,  является метод проектов. Например, в 1 «А» классе учитель Самонова Н.Н. выполнила вместе с учащимися 3 проекта и считает этот опыт удачным. Метод проектов используют в работе и другие педагоги: Дудко Л.И., Старовойтова Г.Н., Нидодирова И.М..

         Для поддержания атмосферы исследования, обеспечения условий для активного развития познавательных способностей учащихся 1-2 классов разработан учебно-методический комплекс факультативных занятий «Мы познаём мир, или Что? Зачем? Почему?». По этой программе работает Золотова А.Н. в 1 «Б» классе. Под руководством учителя учащиеся осваивают все основные этапы исследования: обнаруживают проблему, предлагают способы её разрешения, организуют и проводят опыт, письменно фиксируют результаты, делают выводы. Среди методов выбраны следующие: наглядные, практические и словесные. Из них ведущая роль отводится практическим, которые предполагают «добывание» учащимися знаний опытным путём.

         Педагогам, включающим в свою работу исследовательскую деятельность, необходимо помнить такие заповеди: учите учащихся действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций; не сдерживайте инициативы учащихся, не делайте за них то, что они могут сделать сами; не спешите с вынесением оценочных суждений; помогайте учиться управлять процессом усвоения знаний; учите самостоятельно выявлять проблемы, гипотезы, какими нереальными они бы ни казались; учите анализу, синтезу, классификации, обобщению информации.

Об исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Н.Н.Самонова, учитель 1 ступени обучения

"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат", - писал В.А. Сухомлинский.

             Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы  успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной  задачей становится развитие исследовательских умений.

             Под  учебной  исследовательской деятельностью  учащихся понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания.

             Цель исследовательской технологии – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

             Систематическое применение этой  технологии в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных действий и приобретение важных исследовательских умений.

         Вообще любое исследование на уроке проходит по плану и включает:

  -постановку проблемы;

  -повторение теории, посвященной данной проблематике;

  -подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

   -обработку полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы;

   -представление результатов.

         Формы исследований на уроке могут быть разными:  это опыт, наблюдение, поиск информации, практическая работа. Формы представлений тоже могут быть разными: сценка, макет, буклет, альбом, стенгазета, сообщение, презентация.

             Вообще исследование проходит на любом уроке при изучении новой   темы. В моей практике  ведущей технологией является проблемно-      диалогическая, и все уроки строятся с помощью подводящего и        побуждающего диалога. В начале урока у детей возникает проблемный вопрос, они ставят цель, составляют план, выполняют действия, в итоге    получают новое знание, ответ на свой вопрос. Это и есть, по сути,        структура     исследования.

             С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-     исследования на уроках окружающего  мира, где есть благодатная почва для этого. Например, самые простые:

  1. Собери в парке листья, определи, к  каким деревьям они принадлежат.
  2. Поймай снежинку и посчитай, сколько у нее лучиков.

         В 1 классе почти все работы носят, в основном,  коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. В первом классе я сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска  информации, опыты. Таким образом, дети выполняю задания под моим руководством.

     Во втором классе мы вместе составляем  план исследования, обговариваем способы поиска информации, то есть определяем, каким образом будем проводить исследование.

     В 3-4 классах постепенно дети начинают проявлять самостоятельность в исследованиях. Они составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу.  В итоге школьники учатся ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения.

         В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем».

                 Исследовательскую работу можно проводить  с помощью    литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных        источников. Так я провожу теоретическое исследование. Здесь применяю   такой прием:

        - «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

        - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

        - знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и     неожиданным;

        - «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание    узнать больше.

                 Также я использую прием «Предположение». Предлагаю по серии        рисунков предположить новое понятие, потом проверить своё предположение, прочитав текст в учебнике.

                 Приём «Изучение в парах» провожу, используя пазлы, для того,   чтобы собрать новое слово, узнать интересную информацию о нём.

     По времени выделяют  мини-исследования и долговременные исследования.  Суть мини-исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике.

     Приведу пример. Во время экскурсии учитель даёт задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. В результате продуктом этого исследования может стать альбом о  деревьях и кустарниках нашего района.

                 Часто использую на уроках такие виды и формы работы, как опыты,    работу в группе. Опыты заложены в содержании учебника по таким         темам, как «Почва», «Снег и лед», «Кожа» и др.

         Во 2  классе по теме «Снег и лед» исследуем кусочки льда и снега,  проводим опыты и определяем свойства снега и льда. Работаем по плану.    На  уроке обучения грамоте пробуем заниматься такими проектами-исследованиями, как «Мое имя», «Моя любимая буква».

         В 1 классе на уроках обучения грамоте параллельно с изучением букв мы начали создавать «свою» азбуку, чтобы поддерживать интерес детей к письму и чтению. Начали с портрета любимой буквы, делали её «живой», искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. Нам активно помогали родители, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик  собирал свой материал.  В результате у каждого получилась своя азбука.

     Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Все такие исследования, особенно во внеурочной деятельности, превращаются в исследовательские работы. Так была создана исследовательская работа «Православные традиции в моей семье».

         Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе.

Об организации исследовательской деятельности на учебных занятиях по математике

О.А.Гуцева, учитель информатики и математики

         Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Учащиеся, заканчивающие наши школы, насыщены различными знаниями, при этом существуют трудности применения их на практике. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний,  происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

  Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по математике.

  Изучив разные точки зрения по вопросу исследовательской деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы:

1.Главная цель учебного исследования - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации учебной деятельности и активизации личной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющимися новыми и лично значимыми для конкретного учащегося).

2.Каждый учащийся за время обучения в школе может и должен приобрести хотя бы небольшой опыт в выполнении исследовательских заданий.

При выполнении исследовательских работ решаются следующие задачи:

- прививается навык работы учеников с дополнительной литературой;

   -вырабатываются навыки, присущие исследовательской деятельности;

    - происходит самоутверждение ученика в ученическом коллективе;

        - демонстрируется значимость творчества в различных предметных   областях.

         Для реализации поставленных задач весь процесс обучения математики (5-11 класс) делится на 3 этапа:

         1 этап (5-7классы) - привитие интереса к предмету, подготовка учащихся к исследовательской деятельности;

         2 этап (8-9 классы) - развитие познавательной активности;

         3 этап (10-11 классы) - приобщение к научно-исследовательской деятельности.

         Для привития интереса к предмету в 5-7 классах использую:

1) сочинение сказок;

2) уроки занимательной математики;

3) составление кроссвордов, ребусов;

4) геометрические конструкторы из бумаги, изготовление моделей из разверток;

5) написание математических сочинений;

6) внеклассные мероприятия: КВН, викторины, эстафеты.

         В 10 – 11 классах происходит развитие познавательной активности и приобщение к исследовательской деятельности.

 Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики, использую следующие формы: 1) реферативную работу; 2) творческую работу; 2) учебно-исследовательские сообщения; 3) исторический экскурс; 4) поиск материала в интернете, 5) проекты.

Целью такой работы является целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся, в том числе формирование специальных исследовательских умений и навыков.

Работы бывают как индивидуальные, так и групповые.

        Для групповой деятельности учащиеся получают задания по более объёмным темам («Симметрия вокруг нас», «Подобие фигур», «Площади фигур» и т.д.). Для  выполнения этих заданий им будут необходимы дополнительная  литература, обращение в интернет.

         В старших классах больше внимания уделяю тем учащимся, которые имеют явную склонность к математике. Цель – приобщить их к научно-исследовательской деятельности. Перед учащимися этой группы ставятся особые задачи. Для их решения учащимся необходимо определить тему, которая им интересна, познакомиться с литературой, найти сведения в интернете, провести исследования, сделать обобщения и выступить с сообщениями о результатах своей деятельности, создать презентации к избранным темам, выступить с докладами. Роль учителя при этом сводится к роли организатора поисковой деятельности и консультанта по научным вопросам. У учащихся формируются умения работать с разными источниками информациями, отбирать главное, анализировать, систематизировать информацию, составлять схемы, таблицы, графики, создавать электронные презентации, защита которых предполагает выступление перед аудиторией, грамотное изложение своей мысли, умение отвечать на вопросы, ведение научной дискуссии. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или  групповые формы работы.

         Таким образом, на данном этапе учащиеся, оказавшись в роли исследователей, не только решают конкретную задачу своей работы, но и приобретают целый ряд умений: исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания с практикой.

Всё вышеперечисленное достигается через:1) подготовку докладов и сообщений;  2) работу с научной литературой;3) поиск материала в интернете; 4) разработку схем;  5) решение исследовательских задач; 6) создание опорных таблиц; 7) создание  презентаций.

В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.

 1) Развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и исследовательской деятельности в кабинете математики.

Творческие работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, сказки, сообщения по истории математики, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

2) Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – соревнование, урок-вернисаж, урок – семинар и т.д. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: справочников, энциклопедий, интернет-сайтов. При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления. Такие уроки очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных способов решения задач, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, в 10 классе провожу семинар при обобщении темы «Решения иррациональных уравнений», на подготовку к семинару отводится неделя. Учащиеся выбирают себе вопрос и готовят выступление, используя учебник, дополнительную литературу, интернет, консультацию учителя.

Такие уроки формируют самостоятельность, развитие логического мышления, творческий подход и инициативность учащихся.

Результатом нетрадиционных форм проведения занятий является устойчивый интерес к математике, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

3) Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках.

         Исследовательская работа на уроке - одна из форм постановки и решения проблемной задачи. Одним из примеров такого урока может являться «Урок одной задачи» (исследовательская задача на уроке математики в 10 классе «Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях»; урок по теме «Свойства корней степени с рациональным показателем» и др.).

Анализируя результативность работы с учащимися по технологии учебного исследования, можно сделать вывод, что она даёт следующие положительные результаты:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяется кругозор учащихся и их интерес к предмету;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении;

- формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;

- дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;

- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

  Также необходимо отметить трудности в проведении исследовательской работы:

- большую затрату сил и времени участников исследования;

- отсутствие интереса к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;

-нежелание учителя заниматься исследовательской деятельностью.

  Но, несмотря на трудности, я уверена в том, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях человек должен уметь решать свои проблемы самостоятельно, находить  выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной карьеры и самореализации.

Об исследовательской деятельности на уроках географии

Т.Г.Осадчая, заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии

         География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. 
         Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. 
         Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
         Занимаясь развитием исследовательской деятельности, я могу решать следующие задачи: 
1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; 
2. учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; 
3. помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа; 
4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации. 
         Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. 
         Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, что способствует формированию устойчивого интереса учащихся к изучению географии. 
         Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины. 
         Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии. 
         Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к изучению географии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. 
         Исследовательская деятельность дает учащимся на уроках географии следующие преимущества: 

 - ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды; 
- реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях, тем самым повышается мотивация к  учению; 
 -проявляются творческие способности; 
 -развивается умение овладения способами познавательной, 
рефлексивной, коммуникативной деятельности. 
         Темы исследования могут быть следующими:

-фантастические (темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях); 
-экспериментальные (темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов); 
-теоретические (темы по изучению и обобщению сведений, фактов, 
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.). 
         Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе. 
         Поэтому свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс.          Основными отличиями подобных уроков являются: 
  -обязательное наличие проблемной ситуации; 
 -максимальная степень самостоятельности учащихся; 
 -заинтересованность учащихся в поставленной проблеме. 
         При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил: 
1. Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе. 
2. Работа должна быть адресована всему классу. 
         Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения  материала). 
         Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов.
         Картографы определяют географическое положение материка, 
геоморфологи исследуют рельеф, геологи объясняют строение земной коры,  климатологи определят климат,  гидрологи проектируют картину внутренних вод. 
         Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка. 
         Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех, предлагаю обсудить следующие вопросы: 
1. Как вы мыслите решение поставленной задачи? 
2. Что необходимо знать (или вспомнить) для работы? 
3. Какие карты будете использовать? 
4. Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции? 

         В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.). 
         Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: 
- Чем отличается природа Австралии от других материков? 
         Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи, что, безусловно, повышает познавательную активность школьников. 
На уроках-практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности.

         В 8-9 классах учащиеся самостоятельно исследуют государства, выявляя особенности хозяйства используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет-ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли,  то есть способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического мышления. 
         Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: стимулировать интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,

положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.  
         Учитель, руководящий научной деятельностью учащихся, должен: 
- тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форм;
- выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов; 
- стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов; 
- проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать учащихся к нужным источникам информации; 
- организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных; 
- предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп, обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся; 
- заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме. 
         Главной целью учителя в реализации научно-исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. 
         Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.