Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Знают ли родители, какие веб-сайты посещают учащиеся ?
Всего 26 человек

Материалы  заседания педагогического совета №3 от 05.01.2019

Дата: 27 января 2019 в 15:16, Обновлено 24 сентября 2019 в 12:42

Материалы  заседания педагогического совета №3 от 05.01.2019

Председатель – М.А.Печерская

Секретарь – М.В.Новикова

Повестка дня:

  1. Воспитательный потенциал учебного занятия.

         Об утверждении Положения о методическом объединении.

  1. Об утверждении режима работы групп продлённого дня государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Добруша» на второе полугодие 2018/2019 учебного года.

Выступления

О воспитательном потенциале учебного занятия

И.А.Доля, заместитель директора по учебной работе

         Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?

         Назовём три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

отбор содержания материала;

совершенствования структуры урока;

организация общения.

         Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая. Какие условия для этого необходимы?

         Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

         И не важно, какой предмет ведёт учитель, главное, какие условия он создает на своих уроках для гармоничного развития личности. Поэтому очень важны как процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, так и добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания духовно развитого, ответственного гражданина.

         Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели - целостному развитию личности школьника.

         Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.          Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета, в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

         Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при соблюдении следующих условий:

решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

использования современных образовательных технологий;

организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

         Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

Предлагаем сегодня построить работу педагогического совета сразу по нескольким направлениям. Для этого вам необходимо разбиться на 3 группы, чтобы защитить высказывания выдающихся педагогов о значении воспитания на учебных занятиях, а также определить необходимые условия для достижения воспитательных целей. Решения нашего педсовета будут основываться на выводах, сделанных по итогам работы каждой из 3 групп.

О роли учителя-предметника в реализации задач воспитания

Т.Г.Осадчая, заместитель директора по воспитательной работе

Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю и 0,5 часа информационного, воспитать у учащихся необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями-предметниками  на уроках?  

Ответ на этот вопрос очевиден. Поэтому реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в учреждении образования.
         Воспитание как педагогическая категория пронизывает всю профессиональную деятельность каждого педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику, является концептуальной основой системы педагогической деятельности. Воспитательная компетентность педагога включает адекватное восприятие характерных проявлений индивидуальности ребенка с учетом возраста, пола, субкультуры, в том числе специфической информационной культуры и коммуникации, особенностей восприятия, переработки и использования информации.

Необходимо усиление воспитательной функции учителя-предметника. У каждого педагога есть уникальная возможность воспитывать учащихся как через содержание учебного предмета, так и через различные формы организации внеурочной деятельности. Эффективность решения воспитательных задач зависит, прежде всего, от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего образцы подлинной нравственности и духовности, гражданственности и патриотизма и, конечно же, от профессионализма самого педагога.

Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков  внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в  практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.
         Обучение обязательно воспитывает, формирует у учащихся определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять, исходя из целей и задач воспитания. Только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
         Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом - совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.

Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебной и познавательной деятельности учащихся.
         Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Очевидно также, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание учащимися важности дисциплины, убеждённость в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя  показать значение учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учащихся от уровня их дисциплинированности.
         Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации учащимися своей учебно-познавательной деятельности. Однако на уроке учитель оценивает учеников по результату и способу его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходя вниманием организацию труда учащегося. На практике неумение учащихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ребёнок часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства становятся всё более распространёнными среди учащихся. Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.
         Неотъемлемой частью  образования  является социализация, то есть процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к социальному окружению  и самоактуализации, самореализации каждого учащегося. Распространёнными причинами, препятствующими социализации, вызывающими конфликт между личностью и её социальным окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих, негуманные отношения в группе. Поэтому процесс социализации учащихся невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.
         Возможностями для решения перечисленных задач воспитания обладает каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет повысить воспитательный эффект обучения.
    Урок входит в систему учебной и воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы учреждения образования. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе учреждения образования.
        

О значении воспитания на традиционном уроке

Л.М.Веремеева, заместитель директора по учебной работе

         В становлении личности каждого члена совре­менного общества шко­ла играет ведущую роль. Каждый день школьник занят «школьным обучением» в те­чение 11 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени су­ток. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели - целостному развитию личности учащегося.

         Важнейшим условием достижения качества образования является совершенствование учебного занятия – основной организационной формы образовательного процесса в школе.

         Какие качества воспитывает традиционный урок?        Организационный момент. Воспитывается организованность, внимательность, формируется умение быстро переключаться, воспитывается умение обосновать причину опоздания.

         Проверка домашнего задания. Воспитывается ответственность за порученное дело, умение слышать и слушать другого ученика, умение реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, умение публичного выступления, уверенности в себе, умение обосновать отсутствие ответа.

         Объяснение новых знаний. Воспитывается умение сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями, умение делать несколько дел одновременно – слушать, понимать, записывать, реагировать на соседа по парте.

         Проверка усвоенного материала. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, способность оценить эффективность собственной работы.

         Домашнее задание. Воспитывается терпение, умение не высказать недовольства объемом домашнего задания, аккуратность.        

         Все выше названное – фоновое воспитание. Оно происходит систематически из урока в урок и в большей степени влияет на поведение и сознание детей.

         Как учителю соответствовать воспитывающим функциям урока?

          Мы обязаны обеспечить в образовательном процессе требования к результатам освоения общеобразовательной программы: личностные, метапредметные, предметные.

          

         Если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных выше требований, то воспитательная функция сама по себе займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным. На втором месте будет функция развивающая, на третьем – обучающая.

О стиле педагогической поддержки

Н.Н.Самонова, учитель 1 ступени обучения

         В становлении личности каждого члена общества школа играет ведущую роль. Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 11 лет в среднем 60-70 % всего своего активного времени суток. Это период взросления и социализации.

         В школьной жизни центральное место занимает урок. Каждый современный школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 3000 уроков. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания.

         Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке - это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на пять дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?»

         И все-таки воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексному воздействию: стилю образовательного общения, дидактической структуре урока, методическим приемам. Оптимальный выбор всех этих средств и есть педагогическое мастерство.

         Из всех стилей педагогического общения: авторитарного, попустительского, демократического - на своих уроках я придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Коротко охарактеризовать этот стиль можно так: учитель любит ученика, понимает его, принимает таким, каков он есть, помогает ему. Достижения ребенка сравниваются не с успехами других, более сильных, учеников, а со своими собственными. При этом учащийся познает радость своего собственного успеха.

         Создание в классе обстановки радости познания - необходимое условие благотворного воздействия обучения на личность ученика.

         При этом стиле образовательного общения на первое место выходит поощрение в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации. У ребенка в такие моменты возникает прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно. В любом учебном материале можно найти трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предложить легкое. Пусть ребенок познает радость успеха, пусть поверит в свои силы. Ситуация успеха - это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.

         Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока - это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание сосредоточено.          

         Таким образом, перспективный результат возможен, если эта работа ведется в системе, если она проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, высказываниях.

         Структура урока отвечает за то, что происходит с личностью ученика, оказавшегося под воздействием однообразной или разнообразной структуры урока. Если урок ежедневно выстроен по одной и той же схеме: оргмомент, опрос, объяснение, упражнения и т.д., то такой урок сформирует у ребенка лишь способность воспроизводить (репродуктивность). Ребятам надоедает скучный схематизм и бесцветность однотипных уроков. Воспитательные последствия этого - следование моде, жизнь по заведенному порядку, соблюдение стандартов. Структурно-сюжетное разнообразие уроков (уроки-экскурсии, уроки-панорамы, уроки-сказки, путешествия, конференции) приведет к воспитанию исследователя, творческого человека. На таких уроках учитель предоставляет возможность ученикам размышлять, самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы, отстаивать свою точку зрения. Педагог прислушивается к каждому высказыванию ребенка, ищет в нем рациональное зерно. Это способствует развитию таких личностных качеств, как пытливость, критичность.

         Методические приемы на уроке должны быть многообразны. Дидактические игры, например, позволяют организовать изучение, повторение, закрепление учебного материала в интересной форме. Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.

         Не нужно забывать о воспитании на уроке. Урок - это не только форма обучения, когда существенными кажутся лишь две вещи: учитель - хороший специалист своего предмета, учитель - авторитет для учеников, поддерживающий нужную дисциплину на уроке. Результатом при таком подходе будет успешное «перекладывание» ЗУНов из рук учителя в руки учеников. Хороший педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. И в конце хотелось бы сказать словами поэта:

Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, неприродных,

Хуже трав или плодов –

Нет в саду таких цветов!

Нет в саду цветов-лентяев.

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.

Нет болтливых и беспечных,

Хитрых, жадных, бессердечных,

Сорванцов и драчунов –

Нет в саду таких цветов!

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

Если в нем живут труды,

Если много доброты,

Если знание растет

И любви чудесный плод.

 С незапамятных времен

В мире царствует закон:

«Что посеешь – то пожнёшь».

Ты каким цветком растёшь?

(Т. И. Чечина)

О культуре современного урока

С.В.Соколова, учитель русского языка и литературы

         Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

         Современный урок – это жизнь, которая полна острых проблем. А значит, их следует решать. И решать, прежде всего, учителю - человеку высокой культуры, который пытается понять молодое поколение, даёт им шанс высказаться.

         Культура современного урока начинается с учителя. Учитель - это живой представитель одного из слоев культуры. Он несет в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии с представлениями о красоте, гармонии, порядке.

         Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение. Учитель должен понимать, что урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально-ценностное начало в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

          Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.

         Но гуманизация останется пустым звуком без профессионализма учителя. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечивают реальность гуманизма. Учитель, кричащий: «Выйди вон!» маленькому человеку, - это не гуманный учитель, а учитель - непрофессионал: он не знает, как справиться с ситуацией на уроке.

         Урок - это общение человека с другим человеком. Педагог предъявляет детям наивысшие образцы культуры общения. Но это не всё, учитель должен знать дидактические и психологические требования к современному уроку. Следует целенаправленно, терпеливо работать над освоением новых технологий, умелое применение которых и является признаком профессионализма. Технология – это ремесло. И развивать его мы обязаны каждый день, каждый урок.

         Урок служит своеобразным полигоном   для   проверки разных  типов  обучения:  от    догматического и объяснительно-иллюстративного  до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения.

         Учет дидактических требований также определяет культуру современного урока. Среди основных выделяют следующие:

четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, умений и навыков;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

реализация на уроке всех дидактических принципов;

создание условий успешного учения учащихся.

         Толковый словарь С.И.Ожегова гласит, что «интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека».

          Самым тесным образом с развитием интеллекта связаны дидактические игры. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе.

                    Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащихся появляется умение правильно его распределять.

                    Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д.     Основное качество интеллекта – логическое мышление.

         В заключение можно сделать вывод, что современный урок – это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, представить человеку максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка.

О проблеме нравственно-воспитательного потенциала урок

Ж.Е.Храмова, учитель французского языка

По мнению многих учёных, духовный, нравственный и интеллектуальный образ человека отвечает тезису: «Человеческий разум базируется главным образом на могущественной силе слов». Поэтому направленная развитость вербального интеллекта, речевой мускулатуры ума» - ярчайший признак воспитанности и одновременно высокий уровень уяснения сущности познаваемых объектов. Чем больше времени и сил уделяется развитию вербального интеллекта учащихся, тем более воспитывающим оказывается потенциал обучения.

Я, как учитель французского языка, в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю работе со словом. Сейчас я предлагаю коллегам поиграть в некоторые игры, которые развивают внимание, логику, интеллект учащихся, что в конечном итоге содействует развитию вербального интеллекта, а через него – воспитанности.

Упражнение для развития вербального интеллекта

Упражнение «Классы слов»

         Ниже приведен список слов, которые вы должны несколько раз классифицировать по разным признакам. Для этого поочередно произведите следующие действия:

назовите все имена людей,

назовите все географические названия,

назовите все неодушевленные существительные,

назовите все одушевленные существительные,

назовите все существительные женского рода,

назовите все существительные мужского рода,

назовите все существительные среднего рода,

назовите все существительные, обозначающие абстрактные понятия,

назовите все числительные,

назовите все прилагательные,

назовите все глаголы.

         Гиппопотам, солнце, радость, шкаф, книга, покупатель, настурция, лес, мотоцикл, Алла, корреспондент, телеграмма, ужинать, двадцать, Сократ, дача, праздник, антрацит, покупать, четвертый, Канберра, удачный, собака, квартира, счастье, женщина, красивый, фильм, кресло, брат, веранда, красота, верить, кофе, восемнадцать, красавица, гимнастика, патриотизм, газета, капитан, винегрет, Стокгольм, вешалка, чай, попутчик, кино, Москва.

         Упражнение «Главные слова»

         В этом упражнении представлено несколько рядов слов, в каждом ряду есть одно главное слово (оно идёт первым и набрано крупно) и шесть слов, имеющих отношение к главному слову. Вам предстоит из пяти слов выбрать два наиболее важных, то есть таких. Которые в большей степени относятся к главному слову, чем остальные.

  1. ДОМ, хозяин, мебель, стены, ковёр, крыша, гостиная.
  2. ОГОРОД, грабли, земля, лейка, грядки, удобрение, пугало.
  3. МОРЕ, корабль, моряк, вода, остров, рыба, берег.

          Упражнение «Неподходящее слово»

Из следующего ряда слов исключите одно неподходящее по смыслу.

Топор, молоток, рубанок, дрель, отвертка, пила, игла, сверло, шпатель.

        Упражнение «Продолжение пословиц»

Из нескольких предложенных вариантов выберите правильное продолжение для каждой пословицы.

1. С миру по нитке…

а) весь мир оденешь;

б) бедному рубашка;

в) всем хватит;

г) доброта спасет мир;

д) нет худа без добра.

2. Большому кораблю…

а) далеко плыть;

б) больше и нужно;

в) большое плавание;

г) семь футов под килем;

д) везде рады.

И.А.Доля, заместитель директора по учебной работе

         Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность, или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

         Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски  по  болезни»   (приблизительно

15 %), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника. Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым образом «актов школьного воздействия» и являются главным средством воспитания личности наших учащихся.

         Бесспорное влияние урока на становление личности школьника не надо никому доказывать. Сегодняшние учителя квалифицируют урок именно как фактор воспитательного влияния почти единодушно: 83% утверждают, что урок играет роль элемента воспитания. Такое не может не радовать. Но вот рядом другая цифра: на вопрос, оказывает ли реальное воспитательное влияние урок на учеников, только 57 % учителей ответили положительно. И следующий вопрос анкеты разъясняет причины такого расхождения. Спросив учителей, что они считают главным в организации обучения, мы узнаём, что в центре обучения они ставят само обучение. 47% сказали, что главное для них -  усвоение учебного материала, и 40% выдвинули главным условием «отношение детей к учению».

Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии - активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей, и для детей достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. На уроках создается постоянным повторением одного и того же сценария «изучения чего-либо» привычная структура мышления: «на один известный и не тобой заданный вопрос есть только один правильный и не тобой найденный ответ».

В завершение работы групп просим педагогов школы заполнить анкету «Практическая реализация воспитательного потенциала урока».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.