Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Методические рекомендации по организации изучения содержания обновленной Конституции Республики Беларусь

Дата: 15 апреля в 21:00

Приложение

Методические рекомендации

по организации изучения содержания

обновленной Конституции Республики Беларусь

15 марта 2022 года вступила в силу обновленная Конституция Республики Беларусь. В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

С этой целью необходимо использовать учебные занятия по учебным предметам «Обществоведение» (IX, XI классы), «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.

Обществоведение. IX класс. При изучении тем «Основной закон государства», «Права человека и гражданина в Республике Беларусь», «Государственная власть в Республике Беларусь» необходимо акцентировать внимание учащихся на основных изменениях и дополнениях, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

В том случае, если эти темы уже изучены, для ознакомления учащихся с изменениями и дополнениями, внесенными в Основной закон белорусского государства, рекомендуется использовать резервное время, предусмотренное учебной программой (1 из 5 часов).

Обществоведение, XI класс. Изучить изменения и дополнения в Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, целесообразно в рамках изучения раздела учебной программы «Правовая система Республики Беларусь». С этой целью рекомедуется использовать резервное время, предусмотренное учебной программой (1 из 5 часов – на базовом уровне, 1 из 4 часов – на повышенном уровне).

При изучении учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне для изучения текста обновленной Конституции можно использовать один из уроков защиты мини-проектов, предусмотренных примерным КТП.

Одной из форм ознакомления учащихся с текстом обновленной Конституции Республики Беларусь может быть проведение тематических информационных пятиминуток, освещающих содержание обновленной Конституции, на каждом уроке по учебному предмету «Обществоведение».

История Беларуси. IX класс. При изучении темы «Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в.» (урок 63 – в соответствии с КТП синхронного изучения истории в IX классе) рекомендуется рассмотреть изменения и дополнения в Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 27 февраля 2022 г. При изучении вопроса «Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь» необходимо акцентировать внимание учащихся на появлении в системе органов государственной власти Республики Беларусь высшего представительного органа народовластия – Всебелорусского народного собрания.

Акцентировать внимание учащихся на изменениях и дополнениях в Конституции, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, рекомендуется также на уроке обобщения по разделу «Становление и укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь. 90-е гг. ХХ в. — начало XXI в.» (урок 69 – в соответствии с КТП синхронного изучения истории в IX классе).

Обращаем внимание на то, что в соответствии с требованиями к результатам учебной деятельности учащиеся IX класса должны:

знать основные события истории Беларуси в 1990-е – начале XXI в., их даты (в том числе, принятие Конституции Республики Беларусь, республиканские референдумы). В перечень дат, обязательных для запоминания, должны быть включены: 27 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года;

знать определение исторического понятия «Всебелорусское народное собрание». Определение данного понятия должно даваться с учетом новой Конституции Республики Беларусь;

уметь характеризовать основы государственного строя Республики Беларусь, результаты республиканских референдумов с использованием выдержек из документов. Для формирования данного умения целесообразно организовать практическую работу учащихся с фрагментами новой Конституции Республики Беларусь.

История Беларуси. XI класс (базовый уровень изучения учебного предмета). Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, рекомендуется рассмотреть при изучении тем «Становление государственного суверенитета Республики Беларусь», «Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х гг. ХХ—начале XXI в» (уроки №№ 52-53 – в соответствии с КТП синхронного изучения истории в XI классе). Если эти темы уже изучены, то – на одном из уроков обобщения (уроки №№ 63-67 в соответствии с КТП синхронного изучения истории в XI классе). Можно использовать также резервное время, предусмотренное учебной программой.

Учебный материал о принятии Конституции Республики Беларусь, внесении в нее изменений и дополнений по результатам референдумов 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., предусмотренный учебной программой, необходимо дополнить информацией о республиканском референдуме 27 февраля 2022 года и его результатах. Вопрос «Формирование ветвей государственной власти» необходимо дополнить информацией о Всебелорусском народном собрании как высшем представительном органе народовластия.

История Беларуси. XI класс (повышенный уровень изучения учебного предмета). Для изучения изменений и дополнений в Конституции Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, рекомендуется использовать один из уроков-практикумов либо резервное время, предусмотренное учебной программой.

Для ознакомления обучающихся с текстом обновленной Конституции Республики Беларусь целесообразно использовать внеурочные мероприятия. В частности, рекомендуется:

проведение тематического информационного часа «Обновленная Конституция Республики Беларусь – исторический выбор белорусского народа»;

проведение в XI классе стимулирующих занятий по изучению содержания обновленной Конституции с обучающимися, которые планируют сдавать вступительные экзамены по учебным предметам «Обществоведение», «История Беларуси» для поступления в учреждения высшего образования.

Выбор форм организации работы по ознакомлению обучающихся с текстом обновленной Конституции зависит от возрастных особенностей обучающихся.

В учреждениях образования рекомендуется оформление информационных стендов, освещающих изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

В кабинете обществоведения необходимо иметь текст обновленной Конституции Республики Беларусь.

Обращаем внимание педагогов на необходимость проинформировать абитуриентов 2022 года и их родителей об изменениях, связанных со вступлением в силу обновленной Конституции, в программе вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования I ступени или среднего специального образования (2022 год). Программы вступительных испытаний размещены на национальном образовательном портале в рубрике «Ученикам/ Подготовка к экзаменам».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.