Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Урок-КВН «Путешествие в страну Лингвинию» учителя русского языка и литературы Новиковой М.В.

Дата: 16 февраля 2021 в 19:21, Обновлено 10 октября 2021 в 20:26

Урок-КВН «Путешествие в страну Лингвинию»

5 класс

   Цели: создать содержательные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по разделам «Фонетика», «Фразеология», «Орфография»; содействовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, их коммуникативной и кооперативной компетенций; способствовать воспитанию навыков взаимодействия во время игры, речевой культуры учащихся.

Тип урока: урок-КВН.

Оборудование: тексты для конкурсов, рисунки фантастических животных для станции «Домашние заготовки».

                                                       Ход урока

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русский язык – один из самых трудных предметов. Но, к сожалению, не всем удаётся понять, что заниматься русским языком  не только трудно, но и очень увлекательно. Поэтому очень приятно видеть ваш интерес, ваше неравнодушие к русскому языку, ведь подготовка к КВН, конечно же, потребовала от вас творческого отношения.

Ведущий:

Не стоит атласы листать и глобусы крутить:

Закрыты в здешние места географам пути.

Читаем мы и говорим, записываем речь…

Всё это «ЛИНГВОЙ» Древний Рим постановил наречь.

Кому известен перевод,

Тот «ЛИНГВУ» языком зовёт.

Учти: в Лингвинии-стране

Смекалка с логикой в цене.

         Итак, мы начинаем КВН. И представляем прежде всего уважаемое жюри…

         А теперь познакомимся с командами.  Это «Фон Этики»» и «Орфо Графики».

Первый конкурс - представление команд.

           Команда «Фон Этики»                                Команда «Орфо Графики»

Наука о звуках – фонетика.                                Фонетика без умолку болтает,

А мы из династии этиков.                                  Шипит, свистит, аукает, поёт.

А этика – нечто такое,                                         А графика значки изобретает

Что вас не оставит в покое.                                И звуки на письме передаёт.

Если в школу ты пришёл,                                   Нередко фонетическое слово                                  

И тебя толкнули,                                                   Простой пример используем -                                                                                                                            *                                                                             [КАРОВА]

Не кричи: «Дур-р-рак! Коз-зёл! –                     Советует ошибку совершить.                              

А скажи учтиво:                                                     У Графики прекрасный слух, однако,                                              

«Позвольте вам заметить,                                  Определяет выбор буквы-знака

Воспитанные дети                                                 Наука, без которой нам не жить!

Не так ведут себя!»                                               Прекрасны орфографии страницы!

И обойдут тебя,                                                       У правил обаятельные лица,                                                 

Конечно, стороной:                                                И юмора они не лишены,

Подумают: «Больной!»                                         Корректны, как пристало джентльменам.

А слово заморское «фон»                                     Мы верим: их полюбят непременно

Выводит из ряда нас вон.                                      Все гости удивительной страны!

Мы голубых, друзья, кровей,

В родстве с десятком королей!

Ведущий:  Предоставим жюри возможность оценить названия команд, их приветствия.  А впереди  станция «Эрудитов». Начнём наш конкурс с разминки. (Вопросы командам задаём по одному.)

  1. В марте 2019 года исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Н.В.Гоголя. Где родился Н.В.Гоголь? Откуда произошло название страны Украина?
  2. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?
  3. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?
  4. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?
  5. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, а другое – женского?
  6. В каком падеже в слове «сердце» произносится [д ]?
  7. Какое окончание состоит из первой и последней буквы алфавита? Какой части речи принадлежит это окончание?
  8. Какие числительные имеют  при склонении только 2 формы?
  9. В каком местоимении 2 звука и одна буква?

10) С какой частью речи никогда не употребляется предлог?

Ведущий: Итак, первая станция на нашем интересном и познавательном пути – станция «Фонетическая».

      Задание командам: 1) Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра.

                                       2) Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, гол, люк, лёд, пара?

Ведущий:  А сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Следующая станция – «Творческая». Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.

                                       Раздаётся текст И.С.Тургенева.

     Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце.  Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.

Ведущий: Конечно же, знать русский язык – это прежде всего уметь грамотно говорить и читать. Следующий конкурс проверит именно такие умения наших команд. Итак, мы подъезжаем к следующей станции – станции «Редакторов и корректоров».

        Задание: найти и исправить ошибки в звучащей речи (в ударении, в образовании форм, в употреблении слов). (Текст раздаётся командам.)

                                             Текст для редактирования

     В пятницу мы пришли со школы, переодели школьную одежду и сразу же поехали до бабушки.

     Бабушка нас ждала и была нам очень рада. Когда мы приехали, она была очень занята своим хозяйством: кормила курей, пропалывала щавель и свеклу. Мы помогали бабушке закончить работу, а потом все вместе оправились пить чай.

     Чай пили с тортом и со сливовым вареньем. Наша бабушка печёт очень вкусные торты. Потом бабушка начала расспрашивать о наших успехах. Время пролетело незаметно. Пора было возвращаться домой.

     Завтра мы обязательно позвоним нашей любимой бабушке.

Ведущий: А теперь выправим речь письменную. Некоторые ребята считают, что правила орфографии знать вовсе не обязательно, что можно прожить и без них. Но если бы люди действительно отказались от этих правил, начался бы страшный беспорядок, потому что они не поняли бы друг друга. Вот, к примеру, маленький фрагмент диктанта одного мальчика. Попробуйте понять, что написано. Смысл окажется понятным не сразу. (Текст раздаётся командам.)

                          Текст для корректоров (исправьте ошибки в диктанте)

     Мешки сложили в кучу навоз. У неё в глазах груздь. Моя сестра любит братца за любую работу. Воду наливали в бочок. Он не выходил из дома с утками. В районе сегодня съест животноводов. Наполеон сеял рожь.

Физкультминутка «Хлопушки»

     Команда «Орфо Графики» - это безударная  гласная А в корне слова, а команда «Фон Этики» - безударная гласная О в корне слова. Я буду называть слова. Если в корне А, хлопают в ладоши «Орфо Графики», если О, то «Фон Этики». Тот, кто ошибается, объясняет правописание слова.

     Трава, вода, далёкий, нора, варить, холодный, кормить, часы, тропинка, качать, кора, нога.

 Ведущий: Занимайте места в вагончиках! Наш поезд отправляется! Следующая станция – станция «Строителей».  Запас русского языка богат и разнообразен. Он пополняется не только за счёт заимствований из других языков, но и за счёт образования новых слов. Новые слова как бы строятся из кирпичиков. Такими кирпичиками являются приставки, суффиксы, корни, постфиксы. Сейчас вы будете строителями.

         Итак, задание: кто больше построит слов с названными суффиксами и корнями.

1 команда – корень -воз, суффикс -тель.

2 команда – корень -ход, суффикс -ость.

Ведущий: Язык помогает  нам не только понимать друг друга, но и быть  вежливыми друг с другом. Существуют специальные речевые формы, т.е. вежливые слова, которые делают наше общение приятным. Эти формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности и т.д. Следовательно, следующий наш конкурс посвящён речевому этикету. Хорошо ли мы знаем речевой этикет? Представьте ситуацию с нарушением речевого этикета. Противоположная команда должна найти и исправить все нарушения. Итак,  впереди – станция «Артистическая».

        Задание командам:

для 1-й команды тема «Телефонный разговор», для 2-й – «Приём гостей в день рождения».

Ведущий: Всё ближе и ближе конец нашего путешествия, но впереди станция «Капитанская». По названию её вы сразу определите, что пришла очередь сразиться капитанам наших команд.

       Задание капитанам: определить, какой частью речи является выделенное слово.

Посадила мам в печь пироги с капустой печь (для 1-й команды).

Снежное покрывало всё поле покрывало (для 2-й команды).

Ведущий:  Приближается ещё одна станция - станция  «Фразеологическая». Русский язык богат фразеологизмами. Проверим, насколько хорошо наши команды знают значения фразеологизмов.

        Задание командам: необходимо раскрыть смысл фразеологизмов.

Рукой подать (близко), во весь дух (быстро), засучив рукава (хорошо работать), через час по чайной ложке (медленно) – для 1-й команды.

Прикусить язык (замолчать), склонять по падежам (ругать), морочить голову (обманывать), на скорую руку (быстро) – для 2-й команды.

Ведущий: Наше путешествие по стране Лингвинии подходит к концу. Последняя станция на нашем пути – станция «Домашние заготовки».

         Задание командам: Перед вами, уважаемое жюри и болельщики, 2 фантастических животных – Урщух и Лимень, которые  изобразили наши команды дома. Какое животное рисуют чаще как страшное, дикое и злое, а какое – ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав? Команды должны защитить свои рисунки, сочинив сказку, где главными действующими лицами будут герои рисунков.

         Подведение итогов

Ведущий: Вот и остались позади некоторые районы областей фонетики, орфографии, фразеологии.

          Был путь нелёгок и извилист,               А если вдоволь есть ума,

          Зато извилины резвились.                     Не опустеет и сума!

          Рефлексия

Ведущий: Дорогие ребята, а теперь попробуем сочинить синквейн по впечатлениям сегодняшнего урока.

                                      Соревнование

                       Для любознательных, находчивых.

                         Дерзать, творить, не унывать.

                Путешествие в удивительную страну Лингвинию.

                                               КВН.

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.